Начало появление интерактивных электронных игр принято считать 1947 год. Томас Т. Голдсмит-младший и Эстл Рей Манн создали первую интерактивную электронную игру (простейший ракетный симулятор) на основе электронно-лучевой трубки.
Знаковыми для видеоигр стали 1951-1958гг (до 51г еще писали шахматные алгоритмы, но на этом, я думаю, не стоит надолго останавливаться). Изобретение компьютерных игр обычно приписывают кому-то из троих людей: Ральфу Баеру, инженеру, выдвинувшему в 1951 идею интерактивного телевидения, А. С. Дугласу, написавшему в 1952 «OXO» — компьютерную реализацию «крестиков-ноликов», или Уильяму Хигинботаму, создавшему в 1958 игру «Tennis for Two».
Наибольший интерес представляет игра «Tennis for Two» (YouTube ). Игра представляла собой корт с сеткой в вертикальном разрезе и движущийся мяч. Два игрока, при помощи игрового пульта, перебрасывали мяч через сетку. Для отображения графической информации использовался осциллограф.
В 1961 году группа студентов из Массачусетского технологического института, лидером которых принято считать Стива Рассела, разработали игру Spacewar! Впервые в игре сражались не человек с компьютером, а человек с человеком. Игра представляла собой противостояние двух космических кораблей. Игроки управляли кораблями, у которых был ограниченный запас ракет и топлива. Битва разворачивалась на фоне реалистичного звездного неба, кроме того, в игре даже учитывался эффект гравитации, который оказывал влияние на траектории ракет.
В 1967 году Ральф Баер стал автором идеи создания «интерактивного ТВ» — игровой приставки, совместимой с телевизором. Баер создал два типа игр: тир (для этого требовалось использовать игрушечный пистолет, наводимый на мишени, появлявшиеся на экране) и теннис. Игры были достаточно передовыми для своего времени: они были цветными и использовали звуковые эффекты. В 1970 году компания Magnavox приобрела лицензию на эту технологию у компании Баера и, таким образом, началось коммерческое использование видеоигр. Первая в мире домашняя игровая видеоприставка Odyssey (с 12 играми) поступила в продажу в 1972 году и предлагалась покупателям за $100. В первый год удалось продать около 100 тыс. приставок — это был большой успех. Ральф Баер навсегда вошел в историю, как легендарный создатель первой массовой приставки. С Odyssey началась эпоха классических видеоигр.
В 1969 году талантливый программист Кен Томпсон создает игру Space Travel для операционной системы Multics. Игра представляла собой модель солнечной системы, в которой игроку необходимо посадить космический корабль на одну из планет. С целью увеличения популярности своей игры, Кен Томпсон, совместно с Деннисом Ричи портируют ее на PDP-7. Процесс портирования оказался неожиданно сложным — у программистов не было никаких утилит для написания программы. Томпсону и Ричи специально для игры пришлось с нуля на ассемблере написать библиотеку чисел с плавающей точкой, графическую подсистему и систему отладки кода. Именно в процессе портирования игры на PDP-7 на ассемблере, Томпсон и Ритчи написали исходный код, который в конечном итоге превратился в операционную систему Unix.
В 1971 году стартует эпоха Star Trek в игровой сфере. Игровую вселенную в разное время разрабатывали Дон Даглоу и Майк Майфилд. Игра приобретает массовую популярность, на основе ее вселенной создаются телевизионные сериалы и программы. Но начало всему этому было положено простенькой текстовой игрой.
1971 год. Нолан Бушнелл создал первую аркадную (с различными уровнями сложности, на которые может переходить удачливый игрок) видеоигру Computer Space — это была версия Space War.
1972 год. Бушнелл и его друг Тед Дабни сбросились по $250 и основали компанию Atari, которая стала первой фирмой, специализировавшейся исключительно на производстве видеоигр. Первым продуктом фирмы стал все тот же теннис, получивший название Pong. Pong предназначался для продажи владельцам баров и кафе для развлечения посетителей. В первый год Atari смогла продать 8.5 тыс. видеоконсолей. К 1975 году обороты Atari достигли $40 млн.
Год 1975, выходит настольная ролевая игра Dungeons & Dragons. С этого времени усилия многих разработчиков направлены на реализацию вселенной на компьютерах.
Первая реализация была создана Доном Даглоу в 1975 году. Игра представляла собой текстовый квест, но в ней были реализованы такие понятия, как области видимости, смена суток и различия между классами персонажей. Первыми полноценными ролевыми играми по мотивам вселенной D&D становятся выпущенные в 1976-1977 году Telengard и Zork.
1977 год. Первый крах рынка консолей. Успех Pong привел к тому, что множество фирм начали выпускать аналогичные устройства. Рынок не мог переварить такого количества товара, и многие производители обанкротились.
1978 год. Началось возрождение рынка с выходом игры Space Invaders от японского издателя – компании Taito. Именно в этой игре впервые появилась система подсчета и записи набранных очков.
1979 год. Группа бывших сотрудников компании Atari создала компанию Activision — первую фирму, которая занялась исключительно разработкой видеоигр, не отвлекаясь на выпуск игровых консолей.
1980 год. Появился первый «именной» персонаж видеоигры: Pac-Man . Это имя своему персонажу дала японская компания Namco. Общая выручка от продаж Pac-Man’а в 20 веке составила 2,5 млрд. долларов. Pac-Man стал игрой, которая завоевала признание у слабой половины человечества.
1983-1984 гг. Второй крах рынка консолей. Принято считать, что этому было две главные причины: плохое состояние экономики США и появление дешевых персональных компьютеров, которые также давали возможность игры.
До начала 1980-х годов домашние компьютеры стоили от 1000 долларов. Появление первых мультимедийных компьютеров, поддерживающих цветное изображение, звук и подключаемых к бытовой технике (телевизорам и магнитофонам) позволило кардинально снизить цену на компьютеры до уровня 300—400 долларов. Компьютеры превосходили по возможностям графики и звука игровые приставки, кроме того, они могли решать несвойственные приставкам задачи: набор текста, программирование, бухучет. Благодаря тому, что компьютеры обладали памятью на сменных носителях, игры было легко копировать и распространять на дискетах или кассетах вместо картриджей.
1985г. Алексеем Пажитновым написана самая популярная русская компьютерная игра — тетрис.
Компания Nintendo выпустила культовую видеоигру Super Mario Bros. Игра - платформер с горизонтальной прокруткой экрана.
1987. Эпоха 16-битных приставок является четвёртым поколением игровых систем. Главными конкурентами в этом поколении были Nintendo и Sega.
1990е годы становияся золотым веком для индустрии видео игр, появилось множество разработчиков игр (Activision, Electronic Arts,Blizzard и id Software)
1991 год.
- Создан первый графический ускоритель
- Основана компания id Software
- Intel начинает продажу процессора 486SX
- Tim Berners-Lee представляет World Wide Web
1992 год. Вышла первая в мире 3D-стрелялка (3D-action) Wolfenstein 3D от компании id Software для PC. Игра положила начало жанру шутер от первого лица.
1993 год. Вышла вскоре ставшая культовой стратегия X-COM: UFO Defense от Microprose. В игре была реализована настолько выдающаяся концепция пошагового боя, что она не считается устаревшей и в настоящее время.
10 декабря выпущен Doom от Id Software. Игра заложила основы жанра 3D-шутер, а также определила один из самых популярных режимов многопользовательской игры — deathmatch. Этот режим присутствует почти во всех многопользовательских шутерах, а правила сохраняются прежними за небольшими изменениями.
1994 год. Новая волна технической революции — появились 32-х и 64-х битные игры. На мировом рынке видеоигр появились новые игроки, например, японский электронный гигант Sony выпустил свою приставку PlayStation (впервые игроки получили возможность играть в игры, созданные не только компанией-производителем консоли, но и сторонними разработчиками).
Выходит Rise of the Triad, первая игра с компьютерной реализацией многопользовательского режима игры «захват флага».
1996 год. Малоизвестная калифорнийская компания 3dfx Interactive, ранее занимавшаяся производством графических адаптеров для игровых автоматов, выпустила свою первую видеокарту с поддержкой 3D-ускорения — Voodoo I, совершив тем самым революцию в мировой индустрии игр. Карта имела множество недостатков (в том числе неспособность работать с 2D-графикой), однако благодаря дешевизне и скорой поддержке производителей игр эта карта стала популярной.
31 мая выходит Quake, реализовавший полностью полигональный трёхмерный мир. До этого частично использовались спрайтовые модели некоторых предметов.
1997 год. Состоялся релиз игры Fallout, он обрёл статус настоящего культа, но продавался не очень успешно.
Ultima Online — одна из первых в мире многопользовательских ролевых онлайн-игр (MMORPG), созданная компанией Origin Systems. Финальная версия вышла 25 сентября 1997. Мало какая многопользовательская ролевая онлайн-игра даже на сегодняшний день достигла такого игрового разнообразия, как Ultima.
1998 год. Выходит культовая RTS StarCraft от Blizzard, которая сразу становится самой продаваемой игрой года. Чемпионаты по этой игре проводятся и поныне.
Выходит Half-life от Valve — игра, на основе движка которой было создано множество action-игр. Самой популярной игрой на основе движка от Half-Life безусловно является Counter-Strike.
Выходит Unreal от Epic MegaGames — первая игра в одноимённой серии. Игра ознаменовала начало разработки популярного движка Unreal Engine.
Вышло продолжение игры «Fallout» — Fallout 2, которое укрепило позиции «Fallout» на вершине Олимпа ролевых игр.
2001 год. На рынок видеоигр вышла компания Microsoft, выпустившая в продажу приставку Xbox. Xbox обеспечила более высокое качество изображений. Кроме нее, на рынке консолей доминируют три системы — Sony PlayStation 2 и Nintendo GameCube. Цены на видеоигры существенно понизились. Начало новой технологической революции — появились 128-ти битные приставки.
2004 год. 2004 год по праву считается одним из самых удачных и «плодотворных» годов в индустрии компьютерных игр, а особенно для шутеров.
Выходит игра Unreal Tournament 2004 от Epic Games, ставшая впоследствии очень популярной сетевой игрой.
Выходит игра Far Cry от Crytek, которая выделилась очень технологичными и красивыми открытыми пространствами и свободным стилем прохождения. Первая игра, в которой реализована поддержка 64-битных систем.
Выходит игра Doom 3 от id Software, выделявшаяся за счёт своей передовой графики.
Выходит игра Half-Life 2 от Valve, высокобюджетная игра, распространяемая через интернет-службу Steam.
Выходит игра The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay от Starbreeze Studios, шутер от первого лица с элементами стелс-экшен главным героем которой является Риддик.