P.s Эта статья - моя первая попытка попасть на хабр.
Монетизация один из важнейших элементов при разработке приложения. Определиться со способом монетизации необходимо еще до начала проектирования игры, т.к. от выбранного способа зависит и механика и распределение затрат, да в общем практически все.
На данный момент можно выделить три основных способа заработать на игре.
- 1. IAP – это встроенные в игру покупки, т.е. то, что можно купить через саму игру. Покупать можно что угодно: контент, дополнительные функции и даже подписку на приложение.
- 2. Платное распространение – это продажа доступа к игре за фиксированную стоимость.
- 3. Реклама – получение денег от рекламных агентств за встраивание рекламы в приложение.
Все известные способы монетизации — это сочетания этих механизмов. Я постаралась собрать все эти способы в одном месте, чтобы облегчить выбор нужного метода монетизации при проектировании игры.
На карточках указано название способа, затем краткое описание и ключевые особенности игр с таким способом монетизации. Ключевые особенности я выделяла на основе анализа игр из магазинов. При анализе я смотрела на:
• длительность игры
• сложность игры
• наличие сюжета
• социальность
• частоту обновлений
• графику
• жанр
Основные способы
* Есть несколько возможных вариантов free-to-play:
- Первый вариант – покупка игровой валюты (контента) только за деньги.
- Второй вариант – покупка игровой валюты за настоящие деньги и за выполнение офферов с предложением скачать другие игры.
**Реклама разделяется на два варианта:
- Первый вариант — с рекламой, которую невозможно отключить.
- Второй вариант – с рекламой, которую можно отключить за деньги.
По рекламе хочу отметить, что все-таки этот способ хорошо подходит платформе Android, т.к. там процветает пиратство. Если вы делаете игру и хотите продавать её (разовая оплата в магазине), подумайте о том, чтобы сделать для Android её бесплатной, но с рекламой.
Еще один не очень популярный способ — донат. Пока я встречала его только в приложениях. Я постаралась определить какими свойствами должна обладать игра с таким способом монетизации:
***Донат можно разделить на два вида
- Первый вариант доната – вознаграждающий. Весь контент и функционал игры становится доступным через определенный промежуток времени. Если игрок не хочет ждать, он может заплатить и получить сразу весь контент и функционал.
- Второй вариант – безвозмездный. Пользователь ничего не получит за сделанный донат, нет подталкивания и ограничений в игре.
Примеры
Free-to-play. Clash of clans –бесконечная, мидкор, без сюжета, обновления раз в месяц, социальность высокая, графика яркая, стратегия. В игре доступен весь геймплей, но постройка зданий и сбор ресурсов занимает время. Для ускорения этих процессов нужны кристаллы, которые можно купить за реальные деньги.
Freemium. Pinball Rocks — бесконечная, казуальная, без сюжета, обновления раз в месяц, социальность низкая, графика яркая, настольная. В игре доступен весь основной геймплей. Но есть дополнительные функции, которые можно купить за деньги. Например, новая музыка для фона или дополнительная защита от потери мячика.
Реклама. Doodle jump Android — бесконечная, казуальная, без сюжета, обновления раз в 2-3 месяца, социальность низкая, графика яркая, аркада. Вся игра полностью бесплатна. Во время игры нет отвлекающей внимания рекламы, но сразу после проигрыша появляется блок с рекламой.
Донат. Притчи обо всем – в приложении доступны сразу все притчи. Есть вкладка «Поддержать проект», где предлагается сделать взнос на развитие проекта.
Trial способ монетизации в основном приложений. В IOs и Android играх я его не встречала, но в приложениях встречается.
*В Demo есть несколько вариантов открытия контента:
- Первый вариант – заплатив, игрок открывает дополнительный контент внутри скаченной игры.
- Второй вариант – игрока перенаправляют в магазин приложений для покупки полной версии игры.
Примеры
Trial. Navitel – при первом запуске активируется пробный период на 29 дней. Через 29 дней необходимо заплатить, чтобы продолжить использование программы.
Demo. Загадки ДаВинчи — конечная, казуальная, без сюжета, обновления раз в 2-3 месяца, социальность низкая, графика яркая, головоломка. В игре есть несколько задач, которые позволяют понять геймплей. Весь набор задач можно купить за реальные деньги.
Еще один способ – подписка. В мобильных играх пока не пользуется популярностью, но в приложениях встречается.
Примеры
Разовая оплата. Grand Theft Auto: Vice City — конечная, хардкор, сюжетная, обновления раз в 2-3 месяца, социальность низкая, 3D графика, экшн. Порт известной игры. Покупается один раз в магазине приложений. Внутри игры нет встроенных покупок.
Разовая оплата и продажа контента. Infinity Blade II — бесконечная, хардкор, сюжетная, обновления раз в 2-3 месяца, социальность низкая, 3D графика, экшн. Икра покупается один раз в магазине приложений. Внутри игры можно дополнительно покупать монеты для улучшения своего оружия.
Подписка. SPB TV – внутри приложения необходимо покупать подписку на месяц для просмотра определенного набора каналов.
Прочие способы
Есть способы, которые я пока не встречаются в мобильных играх или встречаются редко, но, как мне кажется, со временем они станут популярными.
- Брендирование – это реклама внутри приложения, но скрытая. Например, в социальных играх встречались цветочные клумбы с логотипом известной фаст-фудной компании.
- Участие в исследованиях – пользователь должен пройти опрос или просто согласиться на отправку своих данных, за что он получит доступ к игровому контенту или новой функциональности. Пример, сервис Placed Affiliate.
- Облачный сервис – пользователь покупает подписку к облачному сервису. На нем можно играть в любые платные игры компании (или компаний). Пример, компания Big Fish Games.
Заключение
Для каждого типа игры подходит определенный способ монетизации. Например, глупо было бы игру с конечным сюжетом пытаться сделать free-to-play, т.к. после того как игра будет пройдена, пользователи уйдут и не будут больше приносить деньги и повышать рейтинг игры.
Эти карточки я составила, чтобы держать их перед глазами во время написания концепции игры. С ними проще играться, их можно смешивать и получать новые способы. Например, многие игры смешивают у себя free-to-play + freemium или free-to-play + реклама. Эти карточки помогают четко видеть важные особенности различных способов монетизации и подбирать самый подходящий способ для конкретной игры.